Рекомендации родителям

Информация родителям о правах детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья

«Ребенок с ограниченными возможностями здоровья» —термин педагогический.

Закон «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273 трактует его так:  «обучающийся с ограниченными возможностями здоровья — физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий».

Это значит, что не все дети, имеющие медицинский диагноз, попадают в группу детей с ОВЗ, а только те, кто нуждается в специальных условиях обучения: специальных программах; специальных приемах и методах обучения; специальных учебниках и учебных пособиях; специальных технических средствах обучения индивидуального пользования; услугах ассистента и других условиях.

В основном, это дети: с тяжелыми нарушениями речи; значительными нарушениями слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата; задержкой психического развития и умственной отсталостью.

Статус «ребенок с ОВЗ» устанавливается психолого-медико-педагогической комиссией.

Необходимо помнить, что статус может быть изменен, если у ребенка наблюдается положительная динамика в результате оказанной психолого-педагогической помощи.

Что дает статус «ребенок с ОВЗ»?

Данная группа детей имеет значительные бонусы, находясь в системе образования:

  1. Правона бесплатные коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом, специальным педагогом в условиях образовательной организации.
  2. Правона особый подход со стороны обучающих учителей, которые должны учитывать психофизические особенности ребенка, в том числе индивидуально-ориентированную систему оценивания.
  3. По окончании 9 класса право на выбор традиционной формы сдачи государственной итоговой аттестации (государственный выпускной экзамен) или в форме основного государственного экзамена (ОГЭ);
  4. К детям группы ОВЗ не применяются меры дисциплинарного взыскания, на протяжении всего периода обучения.

«Ребенок-инвалид» —  термин закреплен  Федеральным законом от 24.11.1995г.  N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» Статья 1. «Инвалид — лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты».

Какое образование имеет право получить ребенок-инвалид? Ребенок-инвалид имеет право на получение среднего и общего образования, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации (п. 2 ст. 18 Закона РФ № 181-ФЗ от 24.11.95 г. «О Социальной защите инвалидов в РФ»).

Имеет ли право ребенок-инвалид проходить обучение на дому? Да, такое право имеет ребенок-инвалид, который по состоянию здоровья временно или постоянно не может посещать общеобразовательные учреждения. Органы управления образованием и образовательные учреждения, реализующие общеобразовательные программы, с согласия родителей (законных представителей), обеспечивают обучение этих детей на дому. Обучение на дому осуществляет образовательное учреждение, реализующее общеобразовательные программы и, как правило, ближайшее к месту жительства ребенка-инвалида («Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996г. №861, пп. 1,3).

Какой документ дает право ребенку-инвалиду проходить обучение на дому? Основанием для организации обучения на дому ребенка-инвалида является заключение лечебно-профилактического учреждения. Перечень заболеваний, наличие которых дает право на обучение на дому, утверждается Министерством здравоохранения и медицинской промышленности Российской Федерации.

Что предоставляет образовательное учреждение ребенку-инвалиду, обучающемуся на дому? Образовательное учреждение:

— предоставляет на время обучения бесплатно учебники, учебную, справочную и другую литературу, имеющуюся в библиотеке образовательного учреждения;

— обеспечивает специалистами из числа педагогических работников, оказывает методическую и консультативную помощь, необходимую для освоения общеобразовательных программ;

— осуществляет промежуточную и итоговую аттестацию;

— выдает прошедшим итоговую аттестацию документ государственного образца о соответствующем образовании («Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 года № 861, п. 5).

Могут ли родители (законные представители) при обучении ребенка-инвалида на дому приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений? Да, могут приглашать педагогических работников из других образовательных учреждений. Такие педагогические работники по договоренности с образовательным учреждением могут участвовать совместно с педагогическими работниками данного образовательного учреждения в проведении промежуточной и итоговой аттестации ребенка-инвалида («Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели», утвержденный Постановлением Правительства РФ от 18 июля 1996 г. № 861, п. 6).

Компенсируются ли затраты родителям (законным представителям), осуществляющим обучение и воспитание детей-инвалидов самостоятельно на дому? Да, органами управления образования компенсируются затраты в размерах, определяемых государственными и местными нормативами финансирования затрат на обучение и воспитание в государственном или муниципальном образовательном учреждении соответствующего типа и вида. («Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели», утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 1996 г. № 861, п. 8).

Имеют ли право родители (законные представите ли) производить обучение и воспитание ребенка-инвалида в негосударственном образовательном учреждении? Да, имеют, только в негосударственных образовательных учреждениях, имеющих государственную аккредитацию и реализующих общеобразовательные программы. Обучение может осуществляться только при наличии в учреждении специальных образовательных условий для обучения и воспитания, включая специальные образовательные программы, разработанные с учетом индивидуальной программы реабилитации инвалидов, коррекционные методы, технические средства, среду жизнедеятельности, специально подготовленных педагогов, а также медицинское обслуживание, социальные и иные условия, без которых невозможно (затруднено) освоение общеобразовательных программ детьми-инвалидами («Порядок воспитания и обучения детей-инвалидов на дому и в негосударственных образовательных учреждениях, а также размеры компенсации затрат родителей (законных представителей) на эти цели», утвержденный Постановлением Правительства РФ № 861 от 18 июля 1996 г., п. 7).
Имеется ли льгота для ребенка-инвалида при поступлении в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального образования? Ребенок-инвалид, которому согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих учреждениях, при условии успешной сдачи вступительных экзаменов в государственные и муниципальные образовательные учреждения зачисляется вне конкурса (п. 3 ст. 16 Закона Российской Федерации «Об образовании» от 13.01.96 г. № 12-ФЗ).
Уважаемые родители, ответственно отнеситесь к вопросам образования Вашего ребенка. Задумайтесь над необходимостью предоставления ему доступного и качественного образования. Обеспечьте ребенку возможность прохождения комплексного психолого-медико-педагогического обследования в условиях ПМПК, где Вы получите полные квалифицированные рекомендации специалистов.

Памятка_Как помочь ребенку справиться с психологической травмой (скачать)

Памятка для родителей Создание благоприяной атмосферы (скачать)

Памятка родителям по вовлеченности ребенка в группы смерти (скачать)

Сохраним детям жизнь (скачать)

Что представляют собой курительные смеси (скачать)